Независимый разбор ситуации «статья ЛенТВ24 ↔ заявление Церкви Ингрии», плюс опора на универсальные ценности, библейские принципы и действующие международные соглашения о воинских захоронениях.
Ключевые факты по материалам
- В публикации ЛенТВ24 утверждается, что у кирхи Вуоксела «незаконно установлен финский памятный знак», а текст на нём «героизирует военнослужащих финской армии» и подпадает под ст. 354.1 УК РФ («реабилитация нацизма»). Также статья фактически связывает проект арт-парка с Церковью Ингрии и приходом Св. Анны. (lentv24.ru)
- Церковь Ингрии отвечает: знак установлен в 1994 г., участок — частная огороженная территория, Церковь получила руинированную кирху в собственность лишь в 2024 г.; надписи на самом блоке уже нет; связывание Церкви с установкой знака — некорректно. (Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии)
- Ряд региональных СMI и ресурсов также указывали на позицию Церкви Ингрии, что «к памятнику Церковь отношения не имеет». (online47.ru)
Независимая оценка
О фактах и праве.
- Если памятный знак действительно поставлен в 1994 г. и на частной земле, ключевое — какова точная надпись и её текущее состояние (есть/нет), а также были ли согласования с органами охраны наследия на момент установки. В статье показаны формулы текста; в ответе Церкви — утверждение, что надписи сейчас нет и появилась новая табличка. Это проверяемые пункты: их корректно устанавливать не полемикой, а совместным осмотром и юридическим заключением (муниципалитет, комитет по наследию, «Военные мемориалы»). (lentv24.ru)
- Применение ст. 354.1 УК РФ требует доказуемой героизации/оправдания нацизма в нынешнем видеобъекта (а не в прошлом, тем более при утраченной надписи). Это вопрос экспертизы и процессуальных действий, а не медийных утверждений.
О риторике и связях.
Связывание будущего «арт-парка» (сам по себе может быть законным культурным проектом) с «реабилитацией нацизма» — логически слабое, пока нет фактов, что парк включает пропагандистские элементы. Корректная линия — разделять: (а) историю и охрану объекта/территории; (б) законность конкретного знака; (в) нынешние культурные инициативы. (metronews.ru)
Международные соглашения о воинских захоронениях (НАТО-страны)
Отдельно важно помнить фон: в ряде стран НАТО действуют двусторонние договоры с РФ о захоронениях/памятниках жертв войн, которые гарантируют охрану и уход — взаимно.
- Финляндия—Россия (1992): соглашение о военных могилах и захоронениях (учёт, уход, перенос останков по согласованию, поиск и восстановление захоронений с обеих сторон). Официальная публикация ООН (UNTS, № 29487). (Коллекция международных договоров ООН)
- Польша—Россия (1994): соглашение «о захоронениях и местах памяти жертв войн и репрессий»; регулирует именно захоронения/кладбища (не символические знаки). Позиция подтверждается МИД РФ и выступлениями Польши в ОБСЕ. (osce.org)
- Германия—Россия (1992): соглашение о воинских захоронениях; Германия берёт на себя уход за советско-российскими могилами на своей территории, а РФ — за немецкими в России. Это регулярно подтверждается Volksbund (Немецкий союз по уходу за воинскими могилами). (kriegsgraeberstaetten.volksbund.de)
- Общая норма МГП: Женевская конвенция (I) ст. 17 — уважение к умершим, достойное погребение и учёт; Комментарий МККК 2016 расширяет стандарты надлежащего обращения с местами погребения. (ihl-databases.icrc.org)
Фото-свидетельства существования советских военных захоронений/мемориалов в НАТО-странах(иллюстрации вверху):
— Берлин, Мемориал в Трептов-парке (Германия).
— Варшава, Церемониальное кладбище-мавзолей советских солдат (Польша).
— Пржущ-Гданьский, кладбище советских солдат (Польша).
— Лаппеэнранта, кладбище советских военнопленных (Финляндия).
Вывод: в Европе сохранение/уход за воинскими захоронениями — принцип двустороннего уважения и правовой обязанностью государств, независимо от современной политики.
Библейская оптика и «мягкая критика» позиции
1) Правда, милость и память.
- «Блаженны миротворцы» (Мф 5:9); «По возможности, будьте в мире со всеми людьми» (Рим 12:18).
- Уважение к умершим и их погребению — сквозной библейский мотив (Быт 23; Мк 16:1–4).
- «Не передвигай межи давней» — принцип не переписывать память по конъюнктуре (Притч 22:28).
2) Власти и совесть.
- Христиане чтут закон (Рим 13:1–7), но не подменяют истину идеологией (Деян 5:29).
- Следовательно, Церковь может и должна:
(а) сотрудничать с властями в правовой проверке статуса знака;
(б) разграничивать: уход за могилами ≠ героизация идеологий;
(в) открыто сообщать обществу верифицируемые факты (даты, собственность, фото, переписка с органами).
3) О заявлении Церкви Ингрии.
Сильные стороны: фактология (1994 г., частная территория, право собственности с 2024 г.), отказ от политических лозунгов, фокус на культурном проекте и ценностях «традиционной нравственности». Слабые места:
- Не хватает прозрачного пакета доказательств (сканы кадастра/границ, акты осмотров, запросы/ответы от органов охраны наследия; фото «было/стало» по надписи). Это сняло бы сомнения быстрее, чем апелляция к «медийной дискредитации».
- Церковь могла бы прямо предложить совместную комиссию (муниципалитет, эксперты по памяти, юристы, историки Финляндии/РФ), чтобы установить: что именно стоит, на чьей земле, какие надписи допустимы по закону и исторической правде — и как обеспечить христианский, а не политический характер мемориального пространства.
4) О возможном влиянии Совета глав протестантских церквей.
Епископ Иван Лаптев действительно участвует в работе КСГПЦР и в 2025 г. впервые председательствовал на заседании (что повышает уровень публичной ответственности). Это может влиять на тон заявлений — стремление к «консенсусной» риторике и деэскалации. Но фактом политического давления это не является: Совет — консультативный орган. (Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии)
Практические шаги «по-христиански и по-закону»
- Опубликовать досье фактов: хронология, право собственности, координаты/границы, фото «тогда/сейчас», переписка с администрацией/комитетом и «Военными мемориалами».
- Инициировать с администрацией юридическую верификацию объекта (статус, согласования 1994 г., соответствие нынешних надписей закону).
- Подписать этический меморандум памяти: уважение ко всем погибшим (финнам, советским, мирным жертвам), запрет идеологизации, соответствие международным и библейским принципам мира и милосердия.
- В «арт-парке» — чёткое кураторское заявление: христианская рефлексия о страдании и примирении; экскурсионные тексты с исторической справкой и без героизации конфликтующих сторон.
Комментарии
Отправить комментарий